1

Тема: Профессиональный гончарный круг своими руками

Предлагаю всем желающим поучаствовать в создании профессионального гончарного круга. В этой теме мы будем собирать информацию о двигателях, конструкции и обо всем, что может потребоваться в разработке.

реклама  

2

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Самая главная часть гончарного круга - это привод. Поэтому, начнем с него.
Существует несколько видов двигателей, которые можно применить в качестве привода.

  1. Коллекторный (с щетками).

  2. Асинхронный на 220В.

  3. Бесколлекторный двигатель постоянного тока.

Коллекторный двигатель - это самый простой вариант. Такие двигатели используются практически во всех бытовых приборах, где нужна регулировка скорости - в дрели, болгарке, швейной машинке, миксере, а также в большинстве стиральных машин.

Главным отличием коллекторного двигателя от других является наличие щеток.

К достоинствам таких двигателей можно отнести небольшие размеры, большой пусковой момент, возможность плавной регулировки скорости изменением питающего напряжения.

Недостатки - относительно небольшая надежность и в связи с этим малый срок службы, искрение, а также высокий уровень шума.

Подробнее про коллекторные двигатели можно почитать здесь: http://www.a-qualux.ru/index/kollektornyj_dvigatel/0-41

 

В интернете есть несколько вариантов гончарных кругов с такими двигателями, правда в них используется уже готовый инструмент: дрель или шуруповерт.

Основные детали: дрель, вращающийся поднос, педаль от швейной машинки.
http://doit-yourself.ru/people/user/1/blog/415/

Здесь был использован электрошуруповерт и ременная передача.
http://www.mymodo.ru/blog/goncharnyy-krug-svoimi-rukami

Гончарный круг Shimpo Aspire (RK-5t) - здесь коллекторный двигатель постоянного тока.

3

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

А чего тема заглохла? Я собираюсь делать себе на основе шагового двигателя nema 23. Микрошаг - получаем плавный ход. Момент - 1.86Nm. Скорость от 0 до много (пошел по неправильному пути регулировки оборотов и в итоге скорость 250 об/мин, что я выжал микроконтроллером. ПУТЬ НЕ ПРАВИЛЕН, жду заказа) Ускорение вращения и торможения большие. Собираюсь делать прямой привод, соответственно избавляюсь от редукторов и всякой ерунды. Может я плохо подумал? Подскажите, может забросить эту идею???

4

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

goncharidza, на прямом приводе работает очень много современных гончарных кругов, поэтому путь, в общем-то верный. Только нужно двигатель подобрать подходящий. Как вариант - мотор-колесо для велосипеда.

5

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Что такое подходящий двигатель и что такое мотор-колесо для велосипеда?

6

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Подходящий по оборотам, мощности и способности в регулировке скорости. Мотор-колесо - это такая штука, которая ставится посередине велосипедного колеса, к нему подключается аккумулятор - получается самоходный велосипед.

7

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Итак, продолжаем.
Второй тип двигателя - асинхронный. Это самый распространенный тип двигателей. В нем нет щеток, как в коллекторном двигателе, поэтому шума от него меньше, и он практически не требует профилактического обслуживания. Также такие двигатели относительно недороги.

Но самая главная проблема при его использовании в качестве привода для гончарного круга - это регулировка скорости. Простое изменение мощности тока здесь не поможет, т.к. при малой мощности сильно падает момент, и двигатель останавливается под нагрузкой.

Традиционно скорость меняется с помощью ременной передачи и разного диаметра шкивов. Например, как на сверлильном станке.

Другой способ - это использование массивного маховика, который в силу своей тяжести медленно набирает скорость, а также держит скорость под нагрузкой. Это, пожалуй, самый распространенный способ в гончрнокругостроении.

Есть и еще один способ заставить асинхронный двигатель изменять скорость, но он довольно дорогостоящий - это использование частотного преобразователя (или по-другому инвертора).

Здесь, правда, есть свои нюансы. Например, двигатель должен иметь дополнительный вентилятор, т.к. на малых оборотах он сильно греется. Также на некоторых моделях появляется свист при изменении скорости. В общем нужен грамотный специалист чтобы подключить все это дело.

Что есть в сети:

Гончарный круг от Деда Михея:

Ременная передача, двигатель 370W 1500 об./мин., частотный преобразователь «Веспер — 8100к».
http://forum.goncharnoe-delo.ru/topic18 … kruga.html

Разработки с прямым приводом:

http://ru-ceramics.livejournal.com/95044.html

http://www.chipmaker.ru/topic/49141/

Видео по нерусски:

8

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Следующий вид двигателей - Это двигатели постоянного тока. Большинство промышленных гончарных кругов работают именно на таких двигателях. Главное их преимущество в том, что их скорость относительно легко регулировать с помощью диммера или другого регулятора мощности. При этом при понижении оборотов момент не снижается.

Недостатки тоже есть: для их подключения нужен специальный блок питания, преобразующий переменный ток в постоянный нужной мощности. Также такие двигатели достаточно дорогие.

Посмотрим на характеристики профессионального гончарного круга Shimpo VL-Whisper (RK-3E).

Двигатель: 0,5 л.с., 400 Вт, переменный ток 220В, 50Гц.
Система привода: прямой привод от бесщеточного двигателя постоянного тока, электронное управление.
Управление скоростью: выносная педаль.
Число оборотов: 0-250 об/мин.
Направление вращения: по часовой и против часовой стрелки.
Полезная нагрузка по глине: 40 кг.
Диск: диам. 350 мм, алюминиевое литье; есть модель со шпильками для установки сменных дисков.
Размеры: 580*690*570 мм.
Вес: 42,5 кг.

Гончарный круг Shimpo VL-Whisper (RK-3E)

Гончарный круг Shimpo VL-Whisper (RK-3E)   Гончарный круг Shimpo VL-Whisper (RK-3E) Габаритный чертеж

Видео:

9

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Самодельный гончарный круг от Александра Видры

Двигатель постоянного тока, редуктор, изменение скорости с помощью ЛАТРа.

10

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Сделал на шаговом двигателе. Результат печальный 8-((. Очень слабый.
Буду переделывать на коллекторный движок с редуктором.

11

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

goncharidza пишет:

Сделал на шаговом двигателе. Результат печальный 8-((. Очень слабый.

А что, совсем не тянет? Может, помощнее шаговый двигатель взять?

12

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

gorniy пишет:
goncharidza пишет:

Сделал на шаговом двигателе. Результат печальный 8-((. Очень слабый.

А что, совсем не тянет? Может, помощнее шаговый двигатель взять?

Ну как тянет, делать наверное можно что-то что чуть больше наперстка, но отцентрировать глину не получиться. А более мощный шаговик будет стоить совсем другие деньги, дешевле купить профикруг.
Буду пытаться присабачить коллекторный движок.

13

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Самодельный гончарный круг. Двигатель постоянного тока от беговой дорожки.

http://goncharnoe-delo.ru/2014/02/gonch … -dorozhki/

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Всем добрый день!

Делюсь с Вами своим дорогостоящим опытом (суммарно выкинул около 70 000 рублей на "неправильные" варианты, т.к. последние полгода разрабатывал коммерческий гончарный круг iMold):

0. Если Вы хотите сами сделать свой гончарный круг в целях экономии, то сразу предупреждаю - в итоге выйдет только дороже. Свой гончарный круг интересно делать только ради инженерного хобби ))

1. Хотел бы рассказать про двигатели:
Наиболее подходящим для гончарного круга является коллекторный двигатель (КД). Мифы о низком ресурсе щёток в прошлом - посмотрите как долго работает бытовая техника, всего в 3% случаев первыми из строя выходят щётки.

Преимущества КД по сравнению с асинхронными двигателями: высокий крутящий момент на низких оборотах, хорошее восприятие ударных нагрузок, низкий уровень шума, низкие пусковые токи, легкость в управлении оборотами

Недостаток КД по сравнению с АД: высокие номинальные обороты

Преимущества КД по сравнению с бесколлекторными двигателями (БКД): они в 2-3 раза дешевле, их намного проще купить.

Недостаток КД по сравнению с БКД: через каждые 5-10 лет придется менять щетки )))



Если кому-то интересен мой опыт - спрашивайте, постараюсь ответить.

15

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Если кому-то интересен мой опыт - спрашивайте, постараюсь ответить.

Конечно интересен, еще бы)
Очень симпатичный круг у вас получился и недорогой)))
А можете сказать какая именно модель двигателя у вас и какая педаль? И еще интересно, как все это подключается, если не секрет, конечно.

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Gorniy, спасибо, что откликнулись! Приятно общаться с людьми любящими инженерию.


Двигатель Siemens 06540, заказывали через ebay в Германии, т.к. в России очень дорого получалось.
Педаль покупали в обычном швейном магазине ТУР-2. Смотрели тайваньские педали, но они менее качественно сделаны.

Про подключение. Сначала маленький ликбез относительно управления скоростью вращения двигателя. Мало-ли, может кто-то не в курсе.
- Универсальный коллекторный двигатель питается от сети 220В. Частота вращения регулируется либо силой тока либо напряжением.
- Асинхронный двигатель питается от сети 380В, 3-ф. Если Вы пытаетесь запитать его от 1-ф 220В, то это делается через конденсатор - в итоге получается довольно нестабильная схема с очень плохими характеристиками на низких оборотах. Регулируется АД либо силой либо частотой тока. Учитывая, что характеристики АД довольно капризные на низких оборотах, то для них применяют специальные дорогие частотные регуляторы.

Теперь опишу схему подключения коллекторного двигателя. Подключаете к двигателю одну фазу 220В, желательно запитанную через диф.автомат, но не обязательно. Один провод на ротор, второй на коллектор, оставшиеся два провода ротора и коллектора замыкаете накоротко. Двигатель будет работать на номинальной частоте. Теперь есть два варианта регулировки скорости:

- педаль (регулируем силу тока)
В педаль встроены переменные резисторы. Просто "врезаем" педаль в один из проводом между двигателем и фазой. Преимущества такого регулятора - простота настройки и обслуживания, минус - при работе с номинальным током педаль очень сильно греется. Педалью очень удобно работать, поскольку все время подстраиваешь обороты под ощущение в руках.

- симисторный ручной регулятор напряжения
Также "врезается" в один из проводов. Полупроводниковая технология, поэтому энергопотери минимальны.Принцип работы очень простой, в интернете полно схем симисторного регулятора напряжения. Имеет один недостаток - не может регулировать меньше 15-20В из-за особенностей схемы.

Мы в своих гончарных кругах реализовали сразу оба регулятора, чтобы была возможность очень точной регулировки оборотов.

17

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Вот здорово)) Спасибо!

18 (2014-06-29 02:40:42 отредактировано Олег)

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Из своего опыта строительства гончарных кругов )).  Первый - на двигателе постоянного тока и червячной паре. Это не особо интересно, хотя вполне.. и даже щетки не менял ни разу, и он "жив" до сих пор (более 10 лет). Второй интереснее, рекомендую. Асинхронный общепромышленных трехфазный двигатель + частотный регулятор* + детальки "жигулей" как вариант(ступица, шкивы, ремень с натяжителем..) + потрудиться= гончарный круг с большим ресурсом.

*Довольно часто обсуждение частотных регуляторов сводится к одному слову - "дорого". А насколько это дорого? В китайском варианте что-то около 4600 руб., сименс на тыщу дороже (цены лет пять-шесть назад, когда делал себе г. круг).  Частотник позволяет использовать 3ф. асинхронный движок, доступный  и надежный. В графе затраты "Итого" получается ненамного дороже. Выигрыш в удобстве, широком диапазоне регулировки оборотов, надежности, + защита двигателя "от всего" )).

19

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Спасибо, Олег! А можете пару фоток своих кругов сделать? И еще пара вопросов по поводу ассинхронника: говорят, что он на малых оборотах сильно греется и иногда свистит. И как вы скорость регулируете - ручкой?
И еще, как вы смотрите на вариант круга с мотор-колесом от велосипеда?

20 (2014-07-07 22:14:00 отредактировано Олег)

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

gorniy пишет:

Спасибо, Олег! А можете пару фоток своих кругов сделать? И еще пара вопросов по поводу ассинхронника: говорят, что он на малых оборотах сильно греется и иногда свистит. И как вы скорость регулируете - ручкой?
И еще, как вы смотрите на вариант круга с мотор-колесом от велосипеда?

Попробую найти где выкладывал фото, или, как буду в мастерской, сфотографирую. Регулирую не ручкой. Я почему-то решил, что мне так не нравится )). Подключил кнопки(две педали) на цифровые входы частотника. Нажал одну педаль - скорость  растет, отпустил - держит обороты. Нажимаю вторую педаль - обороты падают. Скорость возрастания/убывания оборотов задается в настройках частотника, какая Вам понравится (я один раз настроил и больше не возвращался к корректировке этого параметра).
Мое ИМХО про мотор-колесо. Бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах вполне надежны и хороши.  Электронный блок управления к нему - тот же трехфазный "частотник", адаптированный для управление этим типом двигателей. Еще нужен спец. регулятор оборотов типа "газулька"(а не просто кнопки или потенциометр) и батарея аккумуляторов  (либо тяжелый мощный блок питания с выпрямителями).  Этот перечень уже дороже, чем частотный регулятор + асинхронный двигатель.  Но не это меня смущает.  Колесо  крепится за ось с двух сторон, поэтому крепление достаточно жесткое и ось большого диаметра на велосипеде делать совершенно не требуется.  Гончарный круг  на вал  крепится лишь с одной стороны (снизу) и диаметр вала (оси) для обеспечения необходимой прочности нужен побольше. К тому же через ось проходят провода, поэтому ось - это трубка диаметром 10 мм (примерно).  В результате имеем гончарный круг, который вращается на 10 мм трубочке.. . Вроде как-то хлипковато.. .

21 (2014-07-07 22:17:08 отредактировано Олег)

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Забыл еще ответить на вопрос. Двигатель НЕ греется (и на малых оборотах тоже). Нагрев "на малых" возможен ввиду того, что двигатель обдувает (охлаждает) себя сам (с одной стороны вал, с другой крыльчатка под кожухом). Но дело в том (так думаю) что "на малых" движек работает с нагрузкой... гораздо ближе к холостому ходу, чем к номиналу. Поэтому нагрева нет. Это специфика работы гончарного круга как механизма. Основная нагрузка - промин массы, центровка, а это никак не "малые обороты". По поводу "писка". Да, есть такое, но когда обороты "0". Пищит. Как только начинает вращаться (пусть даже совсем-совсем медленно) писк пропадает. ПОначалу было хотел попытаться с этим бороться (с настройками можно чуть "поиграть"), но потом решил что не нужно. Во-первых, это мне никак не мешает. В процессе работы тишина. Во-вторых, слышно, если забыл выключить круг из сети (пищит когда включен в сеть, но  не вращается).  Все равно иногда забываю выключить )).

22

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Фото круга:
Гончарный круг своими руками Гончарный круг своими руками Гончарный круг своими руками Гончарный круг своими руками Гончарный круг своими руками

23

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Спасибо, Олег, за подробные ответы и фото. Картина более-менее проясняется)

24

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

Доброго времени суток, посоветуйте пожалуйста,  ось прута в 20 мм не маленький для гончарного круга?
у меня есть корпусный подшипник на 20 мм, но есть возможность поменять на 25 мм.

Подшипник такой:
http://termopolis.com.ua/product/ucf-20 … -nsk-cx-kg

реклама  

25

Re: Профессиональный гончарный круг своими руками

По-моему 20 мм должно хватить. Смотря какая высота еще будет у оси.