Именно такую) Осталось разобраться с запчастями - размером шкивов, длиной ремня и диаметром вала

Олег пишет:

Двигатель в "тумбочке", ремень под столиком к шкиву под осью планшайбы. Как-то так, да?

Абсолютно верно, именно так "размазанная" по плоскости схема ременная.

Олег пишет:

А емкость с водой и инструмент где будут?

Я накидал эскиз без особого расчета на это, чтобы показать место ПОД необходимые детали. Столешница может быть расширена ЗА круг с другой стороны, это не влияет на механизмы.

Олег пишет:

Шкив планшайбы может быть с электромагнитной муфтой, чтобы иметь возможность отключить всю кинематическую схему и свободно вращать диск (если нужно).

Думаю, что это излишне)

Про вариатор знаю, но не хотелось бы с ним связываться.

Вопрос по поводу обсуждаемой нами планшайбы из бетона:
Получается, что втулка из стали, армокаркас тут явно необходим. Вопрос такой - приваривать ли 2 слоя сетки к втулке или свободно располагать в толще бетона? Видимо, первое..

Воял на скорую руку, если нужны размеры, обязательно выложу для понимания.
Не сделал вида в сборе, но скажу, что чаша встанет в свою нишу, и будет зазор в 20 мм от краев стола, что даст возможность минимизировать капание с рук на пол.
На столешнице, возможно будет что-то вроде седушки съемной, чтобы и с той стороны можно было работать.

Олег пишет:

... поэтому прямой привод отпадает. Имхо.

Именно, на этом и остановимся, а то мусолим одно и то же. Конечно отпадает. Рассматриваем передачу ременную и только.

Олег пишет:

Идею дизайна не показываете. Можно весь механизм максимально "размазать" по плоскости, по вертикали, под углом. В данном случае "техзадание" - это форма. Не ограничивайте себя техническими деталями. Варианты решения есть всегда.
У симпо rk нет ремней, есть вариатор в корпусе  круга ( почти куб). https://www.youtube.com/watch?v=9M-9Ymzvw7I Посмотрите фото кругов с фестиваля в Фаенце https://m.vk.com/album167585039_154799631 - почти колонна, двигатель под планшайбой. Здесь тоже без ремней. Вариатор в отдельном корпусе между двигателем и планшайбой (педаль от симпо уже не подойдет).

Нарисую схематично в ближайшее время, чтобы было яснее.
Не хочется связываться с вариатором. Пока не увидел аргументов ЗА прямую передачу. Думается, что всё-таки доводы в пользу ременной передачи.

Олег пишет:

Бетон нагрузку выдержит, толстенький сделать, вид хороший.
Кирпич (размер), потому что Лофт, можно стилизовать бетон под кирпич ( вопросы дизайна). Планшайбу на шлицах, шпонках и пр., конечно можно, но нужно исключить возможность соскакивания планшайбы с вала при вытягивании массы вверх.

Пока не вижу способа насадить бетон на вал

Олег пишет:

Забавная тема. Если круг дизайнерский, то может быть с дизайна и начинать? Технические детали вторичны, главное как он должен выглядеть в результате?

Идеи дизайна есть, но все зависит от того, сколько в результате займет места все начинка.

Олег пишет:

может и планшайбу из шлифованого бетона?

не совсем уверен, что бетон выдержит нагрузку на кручение, а делать в сердцевине некий элемент под резьбу для соединение с валом, кажется не прочным вариантом.

Олег пишет:

нужен реверс.

реверс нужен, я левша, но будет работать и правша. Значит - вариант с резьбой отпадает. Неясно, можно ли сделать как я предложил - насаживаемую планшайбу.

Олег пишет:

Плоскость добавочного диска не должна быть выше краев чаши (имхо).

С этим я не спорю, поэтому и спросил НА СКОЛЬКО рационально заглублять.

Олег пишет:

Толщина стенок. Самый простой вопрос. По размеру кирпича.  65 или 125.

не совсем понял причем тут стандартная ширина кирпича, вылить из бетона я могу любую стенку. Думаю, что 50 мм рационально.

Олег пишет:

Ременная передача. Может и не нужна. Если хочется ременную, тогда другое дело.  Проточить вал под шкив - плохая идея. Двигатель не передаст мощность, риск пробуксовки ремня на шкиве малого диаметра (вращающий момент выше, а обороты меньше, чем у стиралки. Намного.).

Нет, никакой принципиальности в ременной или прямой передаче нет. Просто посчитал, что двигателю будет трудно вращаться со средней скоростью в 100 оборотов, а то и ниже бОльшую часть рабочего времени. При ременной он будет работать в более менее привычных для себя оборотах, скажем, 350-400, передавая нужное количество на круг. Ведь его шкив будет меньше, значит и оборотов будет больше на нем.

Олег пишет:

Круг дизайнерский, а про педаль позже? Так не годится. В первую очередь про педаль надо. Внешний вид, однако ).

Педаль заказана по эскизам Shimpo из металла, так что этот вопрос совершенно не принципиален.

Олег пишет:

Установить (заменить) ремень можно только демонтировав подшипник. Или я не понял ваше описание. Снизу вверх: шкив, подшипник (один или два), планшайба.

Не совсем понял, если шкив внизу, значит под ним ничего нет? Что помешает его заменить без снятия чего либо с вала?
Я так понимаю, что шкив находится ПОД нижним подшипником, значит ничего ниже нет и ремень можно сменить без проблем.
Еще вопрос - оба подшипника должны быть закреплены на неких плоскостях?
Спасибо Вам за исчерпывающие ответы, многое становится на свои места в голове.

Доброго времени суток, друзья!

После того, как меня посадили за гончарный круг, не выходит из головы желание сделать его своими руками, только не абы как и не абы из чего (ибо есть финансовая возможность), а сделать это с креативным подходом, в стиле лофт.
Круги готовые меня не возбуждают, поэтому решил, что сделать можно всё руками, растут, они (руки), вроде, из нужного места.
Итак, предлагаю всем желающим поучаствовать в создании электрического гончарного круга в стиле лофт.
Буду задавать вопросы, делиться своими идеями, сомнениями, выкладывать фото-отчеты и отвечать на вопросы, если таковые у кого-то появятся.

Итак, лирика написана, можно приступать к главному - описанию того, что есть и своих хотелках.
Гончарный круг должен иметь столешницу с бортиками и чашу вокруг планшайбы из бетона, именно из бетона. Смесь для прочности этого материала можно обсудить позже. Хочется сделать из бетона потому, что материал прочный, тяжелый, при правильном замесе может иметь любой цвет, что позволит подогнать его под нужный дизайн.
Сердце и нервная система гончарного круга - электродвигатель 5АИ 80 В8 IM 2081 0.55/750 и частотный преобразователь VACON0010-1L-0005-2 1,1кВт, 4,8А, 220В. Ссылки давать не буду, дабы не обвинили в рекламировании магазина, где покупал. При желании - можно погуглить и найти все описания данных элементов.
Сразу оговорюсь - конечный вес готового изделия не пугает, понимаю, что бетон будет весить немало, видимо, придется делать какой-то армированный каркас, чтобы всё это было надежно и все компоненты (двигатель, элементы ременной передачи, ножки) держались прочно и оставались на своих местах под нагрузкой (ведь вес одного только двигателя - 14 кг). Итак, с деталями, которые будут составлять основу будущего круга и обязаны быть использованы разобрались.
Далее вопросы-вопросы-вопросы:
1. Материал, диаметр планшайбы. Хотелось бы видеть планшайбу из алюминия или нержавейки. Что лучше (откидывая вопрос стоимости)? Какова должна быть толщина? Диаметр хотелось бы сделать около 250 мм, с возможностью догона до 300 мм сменными (надеваемыми на основную планшайбу) накладками. Делал ли кто-нибудь планшайбу, которая просто насаживается на вал (ведь можно сделать проточку снизу планшайбы по типу вала как у многих двигателей, т.е. вал на конце не круглый, а имеет выступ для препятствия качения, проворота. Думается, что если планшайба из нержавейки, это должно полностью исключить возможность качения. Таким образом планшайба бы снималась просто вверх)? При таком исполнении, вероятно необходимо, чтобы планшайба внизу имела некий фланец, чтобы в него глубоко заходил тот самый конец вала.
2. Чаша вокруг планшайбы, сбор шликера. Тут масса вопросов. Первое и самое важное - какой должен быть внутренний диаметр чаши с учетом надеваемых накладок до 300 мм? Иными словами - какой необходим зазор между краем планшайбы и внутренним диаметром чаши? Тут ответа, видимо, два. Если планшайба надевается сверху без дополнительного крепления, то это сильно упрощает очистку самой чаши от шликера и прочих отходов, значит диаметр должен позволять всего лишь принимать в себя отходы, а подлезать туда ключами нет необходимости. Если же вариант с надеваемой планшайбой невозможен, значит диаметр должен быть больше.
3. Заглубление планшайбы относительно высоты чаши. На сколько необходимо заглубить плоскость планшайбы относительно верхней части чаши? Думается, что 10-20 мм достаточно? сколько сама чаша должна быть в глубину чтобы иметь достаточный объем для принимаемых отходов?
4. Ширина стенок чаши. Учитывая, что чаша литая и из бетона имеет смысл ее использовать как удобную поддержку рук в работе. Соответственно, думаю, что ширина торца (разница между внутренним диаметром чаши и внешним) может доходить до 50 мм, как считаете? Делать ее плоской со снятыми фасками, чтобы не драть об нее руки, закруглять полностью, думаю, глупо иначе функционал ее теряется.
5. Ременная передача. Ременная передача прямая, на два шкива - ведущий на валу двигателя (вал - 22 мм), ведомый - на валу планшайбы. Тут сплошные вопросы и от их решения будет зависеть конечный вид изделия.
Думаю, что ведомого вала (диаметр ~300 мм), например, от стиральной машины, должно хватить?
Вал ведущий оставить без изменения (22 мм) просто проточив борозды под ремень или же увеличивать его диаметр насадкой?
Не очень силен в расчете ременной передачи, но понимаю, что работать подобному двигателю на сверхнизких оборотах тоже не сахар, значит - чем меньше ведущий и больше (в разумных пределах) ведомый, тем лучше для самого двигателя? Ведь рабочие обороты круга в пределах от 0 до ~250, не более.
6. Обороты круга. С этим, более менее, всё понятно. На частотном преобразователе выставляются максимальные обороты двигателя, которые и будут позволять раскручивать планшайбу до 200-250 оборотов, в интервале от 0 до 200-250 оборотов будет регулировать ножная педаль (о ней как-нибудь позже).
7. Подшипники и прочее. Вот тут я сел в лужу, ибо не могу выбрать элементы для соосности. Хочется, чтобы расстояние между планшайбой и нижним подшипником было максимально маленьким, но вот подобрать детали не могу. Если я все правильно понимаю, то снизу вверх это выглядит так:
нижний подшипник (возможно какой-то суппорт или подобное) - ведомый шкив (на заказ или от стиральной машины) - верхний подшипник (возможно какой-то суппорт или подобное) - планшайба, всё это на валу разумеется.
Поправьте, если неправ или есть иные варианты. Будем вместе продумывать вариант исполнения, желательно с указанием точных моделей деталей.

Вот, друзья, пока, вроде бы, все идеи и вопросы.
Буду крайне благодарен и признателен за Ваши идеи и ответы.

С уважением,
Сергей