Доброго времени суток, друзья!
После того, как меня посадили за гончарный круг, не выходит из головы желание сделать его своими руками, только не абы как и не абы из чего (ибо есть финансовая возможность), а сделать это с креативным подходом, в стиле лофт.
Круги готовые меня не возбуждают, поэтому решил, что сделать можно всё руками, растут, они (руки), вроде, из нужного места.
Итак, предлагаю всем желающим поучаствовать в создании электрического гончарного круга в стиле лофт.
Буду задавать вопросы, делиться своими идеями, сомнениями, выкладывать фото-отчеты и отвечать на вопросы, если таковые у кого-то появятся.
Итак, лирика написана, можно приступать к главному - описанию того, что есть и своих хотелках.
Гончарный круг должен иметь столешницу с бортиками и чашу вокруг планшайбы из бетона, именно из бетона. Смесь для прочности этого материала можно обсудить позже. Хочется сделать из бетона потому, что материал прочный, тяжелый, при правильном замесе может иметь любой цвет, что позволит подогнать его под нужный дизайн.
Сердце и нервная система гончарного круга - электродвигатель 5АИ 80 В8 IM 2081 0.55/750 и частотный преобразователь VACON0010-1L-0005-2 1,1кВт, 4,8А, 220В. Ссылки давать не буду, дабы не обвинили в рекламировании магазина, где покупал. При желании - можно погуглить и найти все описания данных элементов.
Сразу оговорюсь - конечный вес готового изделия не пугает, понимаю, что бетон будет весить немало, видимо, придется делать какой-то армированный каркас, чтобы всё это было надежно и все компоненты (двигатель, элементы ременной передачи, ножки) держались прочно и оставались на своих местах под нагрузкой (ведь вес одного только двигателя - 14 кг). Итак, с деталями, которые будут составлять основу будущего круга и обязаны быть использованы разобрались.
Далее вопросы-вопросы-вопросы:
1. Материал, диаметр планшайбы. Хотелось бы видеть планшайбу из алюминия или нержавейки. Что лучше (откидывая вопрос стоимости)? Какова должна быть толщина? Диаметр хотелось бы сделать около 250 мм, с возможностью догона до 300 мм сменными (надеваемыми на основную планшайбу) накладками. Делал ли кто-нибудь планшайбу, которая просто насаживается на вал (ведь можно сделать проточку снизу планшайбы по типу вала как у многих двигателей, т.е. вал на конце не круглый, а имеет выступ для препятствия качения, проворота. Думается, что если планшайба из нержавейки, это должно полностью исключить возможность качения. Таким образом планшайба бы снималась просто вверх)? При таком исполнении, вероятно необходимо, чтобы планшайба внизу имела некий фланец, чтобы в него глубоко заходил тот самый конец вала.
2. Чаша вокруг планшайбы, сбор шликера. Тут масса вопросов. Первое и самое важное - какой должен быть внутренний диаметр чаши с учетом надеваемых накладок до 300 мм? Иными словами - какой необходим зазор между краем планшайбы и внутренним диаметром чаши? Тут ответа, видимо, два. Если планшайба надевается сверху без дополнительного крепления, то это сильно упрощает очистку самой чаши от шликера и прочих отходов, значит диаметр должен позволять всего лишь принимать в себя отходы, а подлезать туда ключами нет необходимости. Если же вариант с надеваемой планшайбой невозможен, значит диаметр должен быть больше.
3. Заглубление планшайбы относительно высоты чаши. На сколько необходимо заглубить плоскость планшайбы относительно верхней части чаши? Думается, что 10-20 мм достаточно? сколько сама чаша должна быть в глубину чтобы иметь достаточный объем для принимаемых отходов?
4. Ширина стенок чаши. Учитывая, что чаша литая и из бетона имеет смысл ее использовать как удобную поддержку рук в работе. Соответственно, думаю, что ширина торца (разница между внутренним диаметром чаши и внешним) может доходить до 50 мм, как считаете? Делать ее плоской со снятыми фасками, чтобы не драть об нее руки, закруглять полностью, думаю, глупо иначе функционал ее теряется.
5. Ременная передача. Ременная передача прямая, на два шкива - ведущий на валу двигателя (вал - 22 мм), ведомый - на валу планшайбы. Тут сплошные вопросы и от их решения будет зависеть конечный вид изделия.
Думаю, что ведомого вала (диаметр ~300 мм), например, от стиральной машины, должно хватить?
Вал ведущий оставить без изменения (22 мм) просто проточив борозды под ремень или же увеличивать его диаметр насадкой?
Не очень силен в расчете ременной передачи, но понимаю, что работать подобному двигателю на сверхнизких оборотах тоже не сахар, значит - чем меньше ведущий и больше (в разумных пределах) ведомый, тем лучше для самого двигателя? Ведь рабочие обороты круга в пределах от 0 до ~250, не более.
6. Обороты круга. С этим, более менее, всё понятно. На частотном преобразователе выставляются максимальные обороты двигателя, которые и будут позволять раскручивать планшайбу до 200-250 оборотов, в интервале от 0 до 200-250 оборотов будет регулировать ножная педаль (о ней как-нибудь позже).
7. Подшипники и прочее. Вот тут я сел в лужу, ибо не могу выбрать элементы для соосности. Хочется, чтобы расстояние между планшайбой и нижним подшипником было максимально маленьким, но вот подобрать детали не могу. Если я все правильно понимаю, то снизу вверх это выглядит так:
нижний подшипник (возможно какой-то суппорт или подобное) - ведомый шкив (на заказ или от стиральной машины) - верхний подшипник (возможно какой-то суппорт или подобное) - планшайба, всё это на валу разумеется.
Поправьте, если неправ или есть иные варианты. Будем вместе продумывать вариант исполнения, желательно с указанием точных моделей деталей.
Вот, друзья, пока, вроде бы, все идеи и вопросы.
Буду крайне благодарен и признателен за Ваши идеи и ответы.
С уважением,
Сергей